«Как слышит ребенок? Возрастные особенности слуха и его оценки в практике педиатра и ЛОР-врача». Лекторы: Садыхов Р.А., Мухаметова Е.М. 
info@1medtv.kz
kz ru en
Назад

Вход


Зарегистрироваться
Исправить проблемы с авторизацией (очистить куки)
Забыли пароль?



Сайт Первого медицинского канала, который Вы собираетесь смотреть, содержит материалы исключительно для работников здравоохранения.

Нажатием на кнопку «Войти» Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Политика конфиденциальности


Если возникли сложности с авторизацией, пишите на support@1medtv.kz




Восстановление пароля

Если возникли сложности с восстановлением пароля, пишите на support@1medtv.kz

Восстановление пароля

На указанный e-mail отправлено инструкция по восстановлению пароля. Если вам не удалось зайти на сайт, пишите на support@1medtv.kz

ОК

Регистрация


Войти

Нажимая на кнопку «Зарегистрироваться» вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения, соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и даёте согласие на использование ваших данных для создания аккаунта и взаимодействия с вами, на получение информационных сообщений от 1med.tv на предоставленный e-mail.

«Как слышит ребенок? Возрастные особенности слуха и его оценки в практике педиатра и ЛОР-врача». Лекторы: Садыхов Р.А., Мухаметова Е.М.

«Как слышит ребенок? Возрастные особенности слуха и его оценки в практике педиатра и ЛОР-врача». Лекторы: Садыхов Р.А., Мухаметова Е.М.

Участники: Евгения Мухаметова, Рагим Садыхов

01.09.2025

Таймкоды:

00:00~Вступительное слово спикеров эфира

01:21~Актуальность проблемы тугоухости у детей

04:13~Влияние проблем со слухом на развитие речи

10:46~Универсальный язык жестов

14:54~Методика отоскопии у детей

18:30~Норма отоскопии

23:05~«Не норма» отоскопии

24:55~Что находится за перепонкой

26:45~Отоскопия на приеме: серная пробка

32:25~Анатомические особенности органа слуха у детей

36:00~Особенности слуха у новорожденных

37:43~Строение барабанной перепонки и евстахиевой трубы

41:55~Анатомические предпосылки отитов у детей

45:13~Эмбриогенез и патология наружного и среднего уха

47:15~Особенности строения височной кости у новорожденных

50:25~Особенности среднего и внутреннего уха у детей

55:31~Аудиологический скрининг

01:00:25~Факторы риска нарушения слуха и аудиологический скрининг

01:08:54~Виды и причины нарушения слуха у детей

01:15:13~Острый средний отит

01:19:06~Аномалии развития наружного уха

01:22:19~Методы реабилитации

01:25:51~Ответы на вопросы

Про особенности детского слуха, про нормы и взаимосвязь нарушений с развитием ребенка в целом рассказали эксперты детской клиники Фэнтези Рагим Агаларович Садыхов, врач-оториноларинголог, сурдолог, и Евгения Маратовна Мухаметова, к.м.н., врач-педиатр, врач-гастроэнтеролог, заместитель главного врача. Эксперты обсудили алгоритмы осмотра слуховых органов у детей, особенности их строения и патологические изменения, влияющие на слух ребенка. А также представили методы диагностики и лечения патологии.

Распространенность

По данным статистики детских сурдоцентров, врожденная тугоухость встречается примерно около 1−2 на тысячу новорожденных детей. При этом стоит отметить, что к возрасту 5 лет количество удваивается.

Это прежде всего связано с тем, что со временем присоединяются поздние развивающиеся формы тугоухости, либо сопутствующие заболевания, травмы, болезни, которые это число повышают.

Среди детей с различными врожденными аномалиями и пороками, тугоухость стоит на первом месте. Она развивается значимо чаще чем все остальные. Среди недоношенных детей около 20% имеют те или иные формы тугоухости от легкой до выраженной степени.

Роль слуха в развитии речи

Слух — это ворота мозга, и, как правило, именно от того, в каком возрасте обнаружили изменение слуха, зависит прогноз.

Средний возраст обнаружения нарушения слуха - около года, максимум - два года. И, как правило, зона речевого развития закладывается 2−3 года, и примерно к 5−7 годам постепенно пластичность в этой зоне уменьшается. Поэтому критически важно добиться того, чтобы ребенок в итоге пошел в обычную массовую школу.

Важно! Нужно распознать тугоухость: чем раньше в это вмешаться, тем с большей вероятностью будет идти лучшее речевое и когнитивное развитие.

Факторы, влияющие на нарушение речевой функции

Степень нарушения слуха. Всего выделяют четыре степени в России и в мире. Единственное различается, конечно, по выраженности именно по децибелам.

На рисунке выше видно, что по мере того, насколько выражено снижение слуха, тем хуже прогноз будет глобально. Это, например, связано с тем, что во время речи ребенок не слышит сам себя через костную структуру и тем самым теряет возможность саморегуляции. Такие дети часто иногда говорят, например, слишком громко, потому что себя они слышат тише или наоборот стесняются говорить и говорят совсем тихо.

Большую роль играет время возникновения тугоухости. То, что называют долингвальной тугоухостью - это то, что развилось до приобретения речевой функции. Постлингвальная — это то, что возникает после развития речи. Также выделяют интралингвальную тугоухость, которая развилась в момент формирования речи.

Условия развития после диагностики. Лучшие результаты у детей с послеинвальным снижением слуха, которым в максимально быстрое время удалось начать реабилитацию.

Возрастные нормы развития речи

Изначально, чтобы понять, где нарушена речь, нужно знать относительную норму. Каких-то совершенно чётких границ нет, но есть примерные возраст, в котором уже требуют у ребёнка определенных навыков:

  • уже к году ребенок должен абсолютно точно реагировать на свое имя, даже если оно тихо произносится.
  • в два года нужно ожидать, что ребёнка покажет на части тела, он знает, где его рука, глаза, может это показать у себя, у остальных.
  • в возрасте четырёх лет, дети уже имеют не одну сотню, по крайней мере, пассивного словарного запаса.

Критерии направления ребенка на доп обследование

Детские врачи, должны замечать, если

  • ребенок к двум годам имеет очень скудный словарный запас менее 10 слов,
  • к 4 годам он не может составить простые предложения из одной-двух фраз,
  • ребенка понимают только родители дома, а вот в саду ни педагоги, ни другие дети не понимают, что он говорит, хотя считается, что, как минимум 80% людей, которые ребёнка слушают, должны понимать основную часть его речи,

то это причина задуматься и направить ребенка по крайней мере на скрининг.

Последствия отсутствия реабилитации

В таблице ниже представлена зависимость степени снижения слуха и тех изменений, которые возникнут в речи в случае, если не реабилитировать ребенка.

То есть, это те дети, у которых нет никакой реабилитации, и, например, ему 5 лет, то при тугоухости третьей степени, возникают абсолютно критические нарушения речевого развития.

Важно! В данном случае доступны только следующие методы коррекции: слуховой аппарат и спецшкола.

А задача изначально все же добиться того, чтобы ребенок пошел в обычный сад и в результате в обычную массовую школу. Это важно и для самого ребенка и окружающих его детей.

При легкой тугоухости задержка речи крайне не выраженная. Она выявляется к пяти -шести годам, к школе - логопед может случайно отправить. Такие дети за счет нередко интеллектуального развития, за счет подсознательного умения читать по губам вполне вытягивают абсолютно нормальную речь. И, как правило, от своих сверстников отличаются незначимо.

Есть дети со снижением слуха, совершенно без речи - глухонемые. Если общаться с такими детьми, можно заметить, что речь у них нечёткая, смазанная, они не всегда контролируют громкость своего голоса, кроме выраженной открытой гнусавости, может быть фальцеты проскакивают.

У детей, у которых снизился слух/оглохли уже после формирования речи, как правило, при должной активной работе речь не страдает. При этом, если такой работы нет, то к школьному возрасту эти дети утрачивают полностью речевую функцию.

То есть наличие возможности разговаривать до потери слуха — это хорошо, но это теряется к школе, если этим не заниматься.

Более подробно о том, какие патологии и особенности строения уха приводят к проблемам со слухом, как грамотно их диагностировать и лечить, смотрите в видеолекции экспертов.


2 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Сергей Бутрий 25.09.2025
Добавьте уже хэштег #фэнтези под своими видео. А то сложно искать их в разных разделах сайта)) Я только ради ваших фиолетовых презентаций сюда и захожу
Кристина Романова 10.09.2025
Спасибо ???? каждый раз жду очерелной вебинар из этой серии !!! Очень интересные темы !!
Другие видео по теме